Преимущества подхода врача
Психические расстройства не возникают из ниоткуда и подлежат обследованию. В большинстве случаев, доктору удается выявить первопричину для того или иного феномена. Очень часто психо-неврологическая проблема у ребенка кроется в нарушениях обмена отдельных аминокислот или работе ферментов.
Врач-психиатр, к.м.н. Михайлов Александр Олегович использует в своей работе комплексный подход, сочетая квалификации врача-психиатра, гастроэнтеролога и терапевта. Цель доктора - быстро установить диагноз и сразу приступить к лечению, чтобы не допустить превращения начальной стадии заболевания в хроническую форму.
Пациенту будет предложено пройти лабораторное обследование, а также проконсультироваться с врачом-генетиком. Подход к обследованию психических расстройств совместно с врачом-генетиком дает более точный диагноз, открывает возможности для таргетной терапии, что, в некоторых случаях, позволяет полностью избавиться от заболевания в раннем возрасте.
Вспомните, бывали ли подобные симптомы у Вашего ребенка?
-
Задержка физического и нервно-психического развития. Ребёнок поздно учится сидеть, ходить, говорить.
-
Изменённый запах пота или мочи, напоминающий запах плесени, сыра, мышиный запах.
-
Проблемы с питанием: плохой аппетит, отказ от белковой пищи, тошнота, рвота после приёма пищи.
-
Судороги, беспокойство, апатичность, чрезмерная сонливость или наоборот возбужденность.
-
Гипертонус мышц, непроизвольные движения рук и ног.
-
Появление дерматита, кожных повреждений, светочувствительности.
-
Хроническая усталость, быстрая утомляемость, общая слабость.
-
Регулярные мышечные боли, судороги, слабость в мышцах.
-
Сердечно-сосудистая патология: аритмия, кардиомиопатия.
-
Приступы рвоты, боли в животе, обезвоживание.
-
Резкое ухудшение самочувствия после физической нагрузки или голодания.
-
Отставание в физическом и умственном развитии.
-
Невнятная речь, сложности с глотанием, слюнотечение.
-
Потеря слуха, слепота, катаракта.
-
Неврологическая симптоматика: частые падения, неуклюжесть движений, атаксия.
-
Частые простуды, воспаления лёгких, бронхит.
-
Странный внешний вид лица (грубые черты, увеличенная печень, селезенка).
-
Общая физическая слабость, низкая выносливость.
-
Быстро наступающая усталость, непереносимость физической активности.
-
Трудности с удержанием головы, нестабильность походки.
-
Интеллектуальная отсталость, задержки развития речи и двигательных функций.
-
Расстройства пищеварения: проблемы с кормлением, гастропарез, рефлюксы.
-
Кардиоваскулярные нарушения: сердечная недостаточность, аритмии.
-
Эндокринные нарушения: диабет, ожирение, гипотиреоз.
Подготовка к приему детского психиатра
Для правильного описания симптомов ребёнка при первичном осмотре у врача-психиатра важно чётко фиксировать особенности поведения, самочувствия и реакций. Описание должно быть полным, последовательным и ясным.
1. Общая характеристика жалоб
Когда впервые появились симптомы?
Какие изменения произошли с тех пор?
Были ли периоды улучшения или ухудшения?
Пример: «Ребёнок стал беспокойным около месяца назад, периодически возникают вспышки агрессии, особенно вечером.»
2. Эмоциональное состояние
Настроение (радостное, подавленное, раздражительное)?
Частота смены настроения?
Есть ли признаки тревоги, страха, слезливости?
Пример: «Чаще всего настроение ребёнка снижено, плачет без видимой причины, иногда улыбается редко и кратковременно.»
3. Поведение
Насколько активно ведёт себя ребёнок?
Проявляет ли агрессию, гиперактивность, замкнутость?
Проблемы с концентрацией внимания, учёбой, играми?
Пример: «Очень подвижный, трудно усидеть спокойно даже минуту, постоянно бегает, громко кричит.»
4. Сон
Сколько часов спит ночью?
Часто просыпается?
Беспокоит ли бессонница, кошмарные сновидения?
Пример: «Засыпает долго, часто ворочается, бывает сложно уложить спать повторно после пробуждения.»
5. Аппетит и питание
Изменился аппетит?
Предпочитает ли какую-то пищу больше другой?
Стали чаще возникать проблемы с пищеварением?
Пример: «Ест плохо, избирательно, предпочитает сладкое, жалуется на боли в животе после еды.»
6. Речевое развитие
Говорит ли внятно и понятно?
Использует речь адекватно возрасту?
Имеются ли задержки или трудности в освоении новых слов?
Пример: «Говорит односложно, фраза состоит максимум из двух-трёх слов, повторяет одни и те же выражения.»
7. Физическое здоровье
Жалобы на головную боль, головокружение, тошноту?
Наблюдаются ли приступы кашля, одышки, сыпи?
Пример: «Иногда жалуется на головную боль утром, кожа бледная, бывают кратковременные эпизоды слабости.»
8. Социальные взаимодействия
Общителен ли ребёнок с ровесниками, взрослыми?
Способен ли заводить друзей, поддерживать отношения?
Конфликты с окружающими?
Пример: «Часто отказывается играть с детьми, любит одиночество, легко обижается, избегает контактов.»
Запись всех деталей важна для того, чтобы врач получил целостную картину происходящего с вашим ребёнком. Смог поставить правильный диагноз, назначить лечение или рекомендовать дополнительное обследование.

К.м.н., Гастроэнтеролог, Психиатр, детский психиатр, детский гастроэнтеролог